Мастерство оратора

Говори так, чтобы тебя услышали

umenie-slushat-i-slyshat16632

Все мы умеем говорить и слушать, способны понять речь другого человека и поддержать тему разговора… Многие считают, что этот навык — «врожденная компетентность» и мы неплохо справляемся. Тогда почему ссоры и конфликты (явные или скрытые) иногда возникают буквально «на пустом месте»?

Мы общаемся друг с другом, стараясь донести до собеседника свои мысли или просьбы. Но зачастую получаем такую обратную связь:

— собеседник не услышал главную мысль;

— собеседник понял сообщение совсем по-другому;

— собеседник мало что понял из сказанного.

В итоге в разговоре мы не достигаем желаемых целей, настроение ухудшается, а наш собеседник обижается, саботирует просьбы или же делает совсем не то, о чем его просили.

Что можно предпринять?

Научиться говорить понятно. То есть находить простые формулировки для каждой целевой аудитории — коллег по работе, друзей, близких, родственников, детей. При этом говорить так, чтобы смысл сказанного оставался запланированным. Собеседники должны услышать именно то, что мы хотим сказать, — без иносказаний и недопонимания.

В коучинге навык правильно выражать свои мысли и доступно формулировать вопросы является ключевой компетенцией. Профессиональным коучам, а также тем, кто готов активно прорабатывать свои задачи в самокоучинге, будет полезно освоить простую, но очень эффективную технику «Разумный диалог».

Когда к вам обращается собеседник: не нужно отвечать ему сразу. Сначала мысленно задайте себе вопрос: «Для чего он мне это сказал?» Не пропускайте этот важный шаг в диалоге — поиск главной мысли/тезиса в речи собеседника.

Мысленно сформулировав ответ, задайте себе еще один вопрос: «Какова цель моего ответа? Почему я отвечаю именно так?»

Только после этого можно говорить.

Когда вы обращаетесь к собеседнику, сначала задайте себе вопрос: «Что я хочу сейчас сказать? Для чего я говорю об этом?» В этом случае стоит придерживаться правила «одно сообщение — одна главная мысль». Если вы научитесь говорить в такой манере, это будет высший пилотаж.

Важно помнить, что любое общение — это обмен не только информацией, но и эмоциональными состояниями. Отправляя вербальный посыл другому человеку, мы «провоцируем» его на эмоциональную реакцию. Любое слово может вызвать эмоции со знаком «плюс» или «минус».

Как работает эта техника?

Используя данную технику, вы концентрируетесь не на себе (своих мыслях, переживаниях, эмоциях), а на сообщении другого человека. Понимание главных мыслей его высказываний поможет объективно оценить содержание речи собеседника, понять истинную тему разговора, которая волнует его больше всего. В ходе освоения техники «Разумный диалог» налаживается обмен чистыми эмоциональными реакциями, и со временем любое общение начинает проходить позитивно.

Обратите внимание: чем успешнее вы овладеете этой техникой, тем более тезисной станет ваша речь. Из высказываний постепенно исчезнут фразы, описывающие чувства и переживания. Чтобы эмоциональная составляющая не пострадала, важно обращать внимание, в каком общении такой стиль речи будет подходящим, а с кем лучше оставаться в резонансном диалоге «по душам».

Например, в общении с близкими людьми нужны именно «задушевные» разговоры, с преобладанием чувств и минимальными вкраплениями данной техники. А вот общение в деловой сфере рекомендуем формировать с ежедневным использованием техники «Разумный диалог».

Каковы результаты применения этой техники?

  • В ходе переговоров достигаются запланированные цели.
  • Формируется конструктивное общение с людьми, которые «напрягают».
  • Недоброжелатели начинают выражать явное одобрение и симпатию.
  • Высказанная критика воспринимается без обид, а отклик на нее возвращается в виде благодарности за мудрую за подсказку.
  • Становится легко договариваться с любым человеком по вопросам любой сложности.
  • В спорных ситуациях сохраняются нейтральные или хорошие отношения с собеседником.
  • Личная точка зрения оформляется правильно, становится услышанной и принятой.

Как я внедряла эту технику в свою жизнь?

Навык «анализировать и говорить» все осваивают по-разному: кто-то за неделю, а кто-то за три месяца. Все мы имеем уникальный ритм самообучения. В данном процессе важна регулярность. В моей практике эта привычка сформировалась всего за один месяц, и вот как это было.

Первая неделя

В разговоре, перед тем как ответить, я мысленно задавала себе вопрос: «Для чего мне это сейчас говорят? С какой целью?» Каждый вечер я записывала в специальный блокнот, сколько раз в течение дня забыла задать себе эти вопросы. Статистика в начале и в конце недели сильно отличалась.

Конечно же, в первые дни я постоянно забывала про вопрос «зачем». Тогда я приклеила над столом цветной стикер с большим вопросительным знаком. Эта картинка-напоминание помогала мне держать фокус внимания на том, что я работаю над речью. К концу недели вопрос «зачем» стал неотъемлемой частью моей речи.

Вторая неделя

На этой неделе я добавила в мысленный диалог новые вопросы: «Для чего я это сейчас скажу? С какой целью я отвечаю именно так?» Над столом тут же появился еще один стикер с вопросом. А в блокноте добавился столбец для пометок: сколько раз я ответила сразу же, забыв задать себе второй вопрос.

На второй неделе процесс пошел намного быстрее. Появилось ощущение удовольствия от происходящего, и я старалась чаще общаться, чтобы дать себе больше возможностей для тренировки навыка осмысленного общения. В ответ я стала получать комплименты от своих собеседников о том, что мои высказывания в диалоге очень глубокие, вдумчивые, последовательные.

Мне было любопытно — почему складывается такое впечатление? И, к моему большому удивлению, оказалось, что все дело во взгляде. Внутренний диалог внешне проявлялся так:

— «когда ты слушаешь, у тебя глаза такие внимательные-внимательные»;

— «чувствуется, что свой ответ ты обдумываешь, а потом отвечаешь»;

— «по глазам читается, что сейчас ты формулируешь основательный ответ…»

Третья неделя

Следующим шагом освоения техники стал поиск в речи собеседника главной мысли. Как оказалось, людям в разговоре свойственно «скакать» с одной темы на другую. Я и сама могла начать с одной темы, а потом прихватить еще пару «для кучи». Это мешало достичь намеченной цели, поэтому приходилось усилием воли «держать себя в руках» и фокусироваться только на одной теме.

Если получалось обсудить с собеседником только одну тему, то за каждую малую победу я поощряла себя маленьким презентом. Например, покупала шоколадку, заколку для волос, блокнотик в стиле Art и пр.

Четвертая неделя

На этой неделе были одновременно задействованы все освоенные приемы! К тому времени моя речь сильно изменилась: я стала выражаться более тезисно, предложения стали краткими (5-7 слов). И самое главное — меня все понимали, как говорится, с полуслова. Из речи исчезли долгие вступления, словесный «мусор» (так сказать, ну вот, на самом деле и т. п.) — все то, что раньше казалось проявлением индивидуальности и ярким украшением речи. Также я обратила внимание, что речь стала более побудительной: на смену прилагательным, описывающим бурю чувств, пришли глаголы активного действия.

Попроси меня правильно!

К примеру, есть задача — вынести коробку из комнаты на лоджию. Раньше я высказала бы просьбу длинной тирадой: «Можно тебя попросить отнести коробку из комнаты на лоджию? Понимаешь, я сложила в нее вещи, которыми мы сейчас не пользуемся. Но они могут нам когда-нибудь пригодиться. Там разные вещи: и новые, и старые, — поэтому выбросить их как-то жалко… Коробка стоит посередине комнаты, прямо на проходе. И я уже несколько раз об нее спотыкалась и больно ударялась. И вообще она очень сильно мешает. Вынесешь ее на лоджию?»

Сейчас я прошу о помощи так: «Помоги мне, пожалуйста. Эта коробка стоит на проходе и мешает. Ее надо отнести на лоджию. Можешь отнести сейчас? Спасибо тебе большое».

Заметили разницу? В первом случае — много лишних объяснений, и из обращения не сразу понятно, что нужно сделать. Во втором случае просьба выражена кратко, конкретно и понятно.

На работе мне стало легче договариваться с коллегами, выступления на совещаниях стали основательнее, в диалогах я стала выдвигать весомые аргументы. Постепенно я получила неформальный статус «эксперта и интересного умного собеседника», что очень повысило мою самооценку.

Моя последовательность действий по освоению предложенной техники точно соответствовала описанию. Вы можете действовать по своему усмотрению, составив собственный план внедрения этой привычки. Помните, что главная цель освоения техники «Разумный диалог» — говорить так, чтобы получать удовольствие от общения, видя понимающий взгляд собеседника, слыша комплименты в свой адрес, активно запуская позитивные изменения в жизни других людей.

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 6. Фокус внимания и контакт с аудиторией

Screenshot_3

Тема этой статьи – фокус внимания или концентрация внимания. Это очень важное качество осознанной жизни, которое важно не только в публичных выступлениях, а также и в повседневной жизни.

Если ты моешь чашку — мой чашку.

(Китайская народная пословица)

 Можно читать книгу, просматривая слова и даже читая целые предложения, одновременно думая о каких-то повседневных делах или вспоминая что-то из событий личной жизни… Где в это время наш фокус внимания?

Таких ситуаций достаточно много встречается в жизни каждого из нас:

— присутствуем на совещании, встрече или учебе, вокруг идет какой-то процесс, мы вроде бы принимаем информацию, а сами «витаем в облаках»

— или сами проводим встречу или объясняем что-то своим сотрудникам или близким, и одновременно думаем, например, о том, что приготовить на ужин, где взять дополнительные деньги на ремонт и др.

— делаем привычные действия, как говорят, «на автомате»

— и т.д. и т.п.

Сможем ли мы вспомнить главные моменты, слова, тезисы, аргументы, которые в этот момент обсуждали, наблюдали, почувствовали? Однозначно – нет! Потому что фокус нашего внимания был направлен на другие процессы или события.

Если ты моешь чашку — мой чашку.

(Китайская народная пословица)

Успешные люди научились управлять своим фокусом внимания, ориентировочно 80% внимания они держат на конкретной ситуации в конкретный период времени, называемый настоящей реальностью, т.е. «здесь и сейчас».

20% внимания уходит на наблюдение всего происходящего вокруг, не относящегося к данному конкретному событию.

Например, вы читаете лекцию и держите внимание аудитории на 80%. В аудитории открыты окна и доносится уличный шум, в коридорах тоже идет своя повседневная жизнь, организатор вашего выступления делает фоторепортаж в аудитории для своего архива и т.д. – ваше сознание наблюдает за этой происходящей реальностью, не относящейся к вашему выступлению, на 20%.

 Чем выше ваша концентрация внимания «здесь и сейчас», тем успешнее ваше выступление.

На своих тренингах я даю участникам следующее упражнение на диагностику концентрации – методика Мюнстерберга.

бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокурорг

урстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболджщэхюэлгщбпамять

шогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспекта

кльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбь

юконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпр

ткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонт

ованияж.

В этом тесте зашифровано 23 слова. В течение 2-х минут надо их найти. В инструкции написано, что если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время — это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты). Если вы нашли большее количество слов, вы или вспомнили древний язык или вам необходимо провериться у психиатра.

Сразу хочу сказать, что я сама и некоторые мои участники, почти в каждой группе, находят больше 23 слов)))))). В моем представлении это показатель креативности мышления, а не отклонения от нормы. Например, в тексте есть слово – щи – русское блюдо. Возможно создатели теста про такое блюдо не знали. Или слово «репортаж», внутри этого слова есть еще одно – «порт». Вот таким образом, мы находим бОльшее количество слов, чем указано в инструкции. Поэтому не пугайтесь, если нашли слов больше, чем 23, и однозначно к психиатру идти не надо. Все нормально, у вас просто креативное мышление! И это классно!

 Как в публичном выступлении удерживается внимание аудитории?

Прежде всего это логическое построение речи:

— последовательность изложение от простого к сложному, когда выводы являются следствием и продолжением предыдущего сообщения

— сильная аргументация, конкретные факты и источники

— непротиворечивость материала

— каждый блок вашего выступления держит одну главную мысль или тему, т.е. нет скачков с «темы на тему»

Следующий важный параметр – речь оратора соответствует уровню аудитории, т.е. доступна для их понимания.

Если мы выступаем перед специалистами, то включение профессиональных терминов и сленга уместно. Если аудитория не знакома глубоко с тематикой выступления, то важно говорить просто и доходчиво, без излишней терминологии.

Профессиональные ораторы также используют специальные приемы изложения речи:

— контакт с аудиторией

— смысловые акценты — смысловые паузы- чистота речи

— удобный темп речи (120-150 слов в минуту)

— дикция

— эмоциональная подача голоса/сила голоса

И конечно всегда используем зрительный контакт. В предыдущей статье — ч.5 Жесты оратора — мы уже обсудили паузу в начале выступления и как правильно молчать, чтобы установить нужный контакт с аудиторией.

Сейчас свое внимание направим на специальные приемы установления контакта со слушателями, которые используют ораторы.

— Зрительный контакт. Очень эффективный прием, уместен всегда и в большой аудитории, и в малой, и в личном общении, и в деловом, т.е. уместен всегда. Именно на этом приеме базируется«Правило 90 градусов», о котором говорили в одной из предыдущих статьях.

Напомню его основные моменты: стоя в центре сцены, надо вытянуть руки таким образом, чтобы охватывая аудиторию, они составляли угол 90 градусов. Это самая оптимальная позиция. Если угол охвата составляет больше 90 градусов, например, 180, то оратор не сможет держать контакт глазами со слушателями, сидящими в боковых рядах, а для первых рядов создастся напряженная атмосфера. Если отойти слишком далеко от края сцены, когда угол охвата будет составлять 45 градусов, то расстояние для выступления будет слишком неудобное.

Для чего надо подсчитывать угол охвата аудитории? Для того, чтобы точно удерживать зрительный контакт с каждым участником, сидящем в зале. Если часть аудитории выпадает из зрительного контакта, то у них создается чувство не вовлеченности в процесс, а значит автоматически на неосознанном уровне чаще всего появляется ощущение недовольства с разной степенью проявления, начиная от легкого раздражения, скуки до саботажа.

— Видео материалы или презентации. Наш мозг воспринимает информацию, даже очень интересную, но в одном формате, ориентировочно 10 минут. Поэтому нужны «яркие пятна» в выступлениях, это как раз и будет видеоролик или слайд из презентации. Конечно до секунды выдерживать 10 минут не надо, имейте ввиду эту физиологическую особенность нашего мозга и концентрируйте внимание аудитории на вашем выступлении с помощью разных форматов.

— Сложная информация должна быть предоставлена слушателям примерно до 16:00. Проводились исследования, которые подтвердили, что в первой половине дня наш мозг способен воспринимать и перерабатывать информацию, связанную с точными расчетами, анализом, математическими решения и т.п., а во второй половине дня успешнее всего работает с информацией эмоционального характера. Необходимо учитывать такую особенность и строить свою речь в том числе с учетом физиологии.

И как, я написала выше, есть приемы работы с голосом – паузы, дикция, темп речи и т.д. Подробно обсудим эти приемы в следующей статье.

Итогом данной статьи мне хотелось бы предложить вашему вниманию упражнения по тренировке фокуса внимания.

Мне понравились упражнение «Чувствую-слышу-смотрю» тренера Ицхака Пинтосевича, привожу его в авторском изложении:

«- Сядь на стул, закрой глаза, расслабь тело и сосредоточь фокус внимания на пальцах ног. Затем переведи взгляд на ступни, затем медленно – к коленям. Осознавай свои мышцы, для контроля посылай в те участки тела, где проходит фокус внимания, импульс расслабления. Пройдись фокусом внимания в течение 3–5 минут по всему телу. Закончи это путешествие мышцами лица. Посылай импульс расслабления во все мышцы, где проходит «экран». Для контроля называй про себя ту часть тела, куда собираешься переводить фокус внимания. Например: «Пальцы ног… ступни… ахилловы сухожилия… икроножные мышцы… колени… передняя поверхность бедер…» и т. д.

— Через 3–5 минут, когда пройдешься по всему телу, осознай его целиком. Тело, сидящее на стуле. Затем раздели фокус внимания на два потока. Продолжай «исследовать» все тело, сидящее на стуле, а вторым «пучком» внимания начни слушать окружающий мир. Как локатором, с закрытыми глазами води 50% своего «экрана» по окружающему миру, слушая и осознавая все звуки. Для проверки можешь называть их про себя: «Шумит компьютер… поет птица… трещит стол… скрипнула дверь у соседей…» При этом другие 50% внимания находятся в теле. Ты продолжаешь «видеть» его. Итак, 2 минуты осознаешь и тело, и звуки.

— Затем открой медленно глаза и раздели фокус внимания на три потока. Один остается на теле, второй – на звуках, а третий начинает фиксировать то, что ты видишь. Переводи взгляд с предмета на предмет, называя их и не задерживаясь ни на чем более 2–3 секунд (при этом продолжаешь осознавать звуки и тело). Продержись 2 минуты, и ты почувствуешь, как устает «мышца», контролирующая осознанное внимание.

Тяжело фокусироваться, если нет для этого ни сил, ни привычки. Упражнение «Чувствую – слышу – смотрю» тренирует фокус внимания, овладев которым, сможешь фокусироваться на том, чего хочешь достичь.»

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 5. Техника речи. Жесты оратора

bb5de7_28bf82d61d144841b2b057c5f76c0925

 

 

 

 

 

 

 

 

Плавно подходим к еще одной важной теме — жесты оратора.

Невербальная коммуникация, телесные параметры, язык жестов – это мощные инструменты оратора. Хочу сфокусировать ваше внимание на фразе – «мощные инструменты». Это действительно так.

По этому вопросу существует известное исследование, я имею в виду исследование о степени влияния невербальных сигналов на аудиторию, с которым Вы, конечно, знакомы.

Вспомним еще раз статистические данные из него. Итак, каким образом распределяется фокус внимания аудитории или отдельно взятого человека, когда он слушает другого:

7% — слова

38% — как эти слова произносятся (скорость, высота голоса, четкость речи и т.п.)

55 % — невербальные сигналы (мимика, жесты, дыхание и т.п.)

Далее, согласно полученных данных, получается, что силу своего выступление можно усилить с помощью невербальных сигналов, или обесценить, если язык жестов использовать не грамотно. Психология жестов – это большая и многогранная тема, которую в одной статье не уместить, поэтому рассмотрим основные (базовые) правила, которые необходимо знать любому оратору.

Итак, Вы вышли на сцену, стоите перед аудиторией. Возможно я Вас удивлю, но самый первый жест – пауза (молчание). Да, именно этот жест привлекает внимание аудитории, и одновременно он является доминирующим и позволяет оратору показать свою значимость и уверенность. На профессиональном сленге означает «захват аудитории». Паузу можно использовать не только в начале выступления, а и во время выступления, когда надо вернуть внимание зала.

Пауза – это сильное начало, это момент, когда четко обозначаются роли. Вы – уважаемый оратор, лидер и профессионал. Зал — это ваш партнер, который готов принять вашу лидерскую позицию и на определенный период времени отдать Вам свое внимание. Чаще всего этот прием используют ораторы-профессионалы.

В произведении Моэма «Театр», главная героиня в сложный момент, когда должен был состояться ее публичный провал, организованный силами «доброжелателей», будучи сильной личностью, держит незапланированную по сценарию паузу, а потом покидает сцену под аплодисменты в полном триумфе. В гримерке она произносит свою знаменитую фразу: «Чем лучше актер, тем дольше у него пауза», которая стала в настоящее время буквально аксиомой для многих людей.

Какая должна быть продолжительность сильной паузы? — Секунды, от 3-х до 10-ти.

Как рассчитать количество секунд? Здесь будет иметь значение размер аудитории, чем больше аудитория по количеству слушателей, тем дольше пауза, и наоборот – для небольшой аудитории необходимо меньше времени. С практикой приходит внутреннее ощущение, когда у публики возникает «пик внимания» и на этом пике Вы можно начинать говорить.

Каким образом молчать? Есть такое выражение, как «многозначительное молчание», очень правильный смысл для нашей ситуации. Вы не просто стоите на сцене и молчите, а уже работаете с залом, собираете взгляды людей, присматриваетесь к ним, определяете их готовность к началу вашего выступления, настраиваетесь на аудиторию и внутренне ощущаете свою уверенность в успехе.

Как выполняется пауза? Пошагово она выглядит следующим образом:

— необходимо определить центральное место на сцене

— правило 90 градусов

— основная стойка оратора

Это все Вы уже умеете. Подробно мы рассматривали данные параметры в предыдущей статье «Искусство публичных выступлений. Часть 4. Техника речи. Основные позы оратора (постановка на публике)»

— Контакт глазами с аудиторией. Глаза смотрят на слушателей, собираете взгляды.

— На лице доброжелательность и улыбка.

— Важно правильное положение головы в этот момент. Правильная постановка головы достигается следующим образом: мысленно проведите линию горизонта. Это ваш ориентир. Подбородок держите чуть выше линии горизонта. Если опустить его ниже, то будете выражать недоброжелательность, суровость, такой взгляд «исподлобья». Если поднять подбородок намного выше линии горизонта, то будете транслировать свое презрение публике.

Кстати, правильное положение головы во время правильной паузы, я тоже подсмотрела в фильме «Театр», именно так держала паузу главная героиня.

Вот и все секреты сильной паузы.

Теперь поговорим о руках. Когда вы идете на сцену и первые несколько секунд на ней находитесь, ваши руки находятся вдоль тела. А дальше надо с ними что-то делать. Во-первых, никакой суеты, все жесты выполняются спокойно, уверенно, симметрично. Во-вторых, демонстрируете открытую позицию, 80% времени ладони должны быть открытыми.

 Существуют базовые позиции рук выступающего, это как общепризнанные правила этикета.

— руки вдоль тела, локти совсем чуть-чуть прижаты к корпусу (поза уверенности)

— ладони рук сложены «домиком» на уровне живота (поза власти)

— одна ладонь лежит на другой на уровне живота, при этом ладони развернуты к животу

— все жесты находятся в плоскости выше талии

— излишняя жестикуляция неприемлема, рукам тоже надо давать отдохнуть

и другие.

Все, что я написала выше это основные правила. Если есть желание, то Вы можете самостоятельно найти дополнительную информацию на просторах Интернета. В этой статье вижу необходимость поделиться еще своими личными наблюдениями и практическим опытом.

В чем я глубоко убеждена, так это в том, что жесты – это наша невербальная речь, которая может и должна отражать нашу уникальность. Это как индивидуальная особенность личности. Ведь мы же обладаем своим уникальным голосом, его тембром и высотой. Мы имеем только нам присущее мышление и по-своему выражаем свои мысли. Наши лица и тела уникальны и неповторимы, и т.д. Если согласиться с тем, что наши жесты — это наша невербальная речь, то становится очевидным, что самые интересные ораторы имеют свой собственный стиль, и их выступления запоминаются, они обладают так называемой харизмой. У них есть особенность походки, запоминающийся тембр речи, «фирменные» жесты. Иногда, во время слушания мы даже не замечаем их жестов, настолько органично они вписываются в речь оратора, только потом просматривая видео (если оно было) замечаем каким красивым образом было сфокусировано внимание слушателей. Предлагаю задуматься о своей собственной системе жестов, которые будут вашей визиткой.

Свою работу над жестами я начала с наблюдения за лучшими ораторами – реальные выступления и видео. Наблюдая за ними, я адаптировала их жесты под свой стиль речи и потом создала свои. Обращаю внимание, что эта моя работа не имела целью их скопировать, а только «пропустить через себя», прочувствовать насколько мне тот или другой жест комфортен, соответствует ли он моим особенностям естественного поведения (походка, плавность движений, скорость передвижения и т.д.).

Самым первым своим «фирменным» жестом я по праву считаю жест, которым рисую в воздухе«п.1, п.2, п.3…». Его я делаю в тот момент, когда необходимо быстро и последовательно перечислить несколько параметров.

Например. «Мое утро начинается с нескольких простых действий. Первое — жест ладонью на уровне плечладонь параллельна полу, ладошка направлена вниз. Фиксирую ладонь в таком положении в течение нескольких секунд. – стакан холодной воды. Второе – снова жест ладошкой вниз, снова фиксирую на несколько секунд – комплекс йоги «Приветствие солнцу» По времени комплекс выполняю 15 минут. Третье — снова жест ладошкой вниз, снова фиксирую на несколько секунд – контрастный душ.»

Я даже не могу вспомнить, когда этот жест у меня появился, им я пользуюсь уже много лет с момента, когда начала выступать на совещаниях, потом он стал мной использоваться при ведении внутренних тренингов. И любых других выступлений.

Вторым своим фирменным жестом считаю жест, который я позаимствовала из йоги. Назвала его«мудра внимания». Эффективный жест для конкретизации мысли. В йоге есть особые сложения пальцев, позволяющие сконцентрироваться на главной задаче. По аналогии с этой восточной техникой, соединяем указательный и большой пальцы, отодвинув остальные пальцы наружу, и направляем жест от себя в сторону аудитории. Мне нравится делать этот жест одной рукой (правой, т.к. я правша). У аудитории создается впечатление, что Вы буквально на ее глазах, выхватили главную мысль и зафиксировали на ней их внимание.

Например. «Здесь мне хотелось бы отметить два момента. Во-первых, наша группа компаний [существует более 85 — мудра внимания — лет, начиная с 1928 года, а во-вторых – мы имеем в своем составе собственный проектный институт – мудра внимания – который в том числе более 6-ти лет использует BIM-технологии – мудра внимания».
Третий жест, который я использую, впервые увидела на HR-форуме, в котором принимала участие. Мне он очень понравился своей законченностью и энергетикой. Называю его «окончательное решение». Если Вы хотите подчеркнуть правильность своей мысли, как аксиомы, при этом показать свой авторитет и надежность, и одновременно избежать агрессии, то этот жест наиболее уместен. Главное в технике исполнения – без агрессии и доминирования. Выполняется он следующим образом: неторопливый взмах руками на уровне талии, из положения скрещенных в виде буквы «х» рук в положение разведенных в стороны. Держите руки ладонями вниз, как будто расправляете покрывало. Этот жест говорит: «Это мое окончательное решение» или: «Это не подлежит обсуждению». Успокаивающий жест и при этом достаточно уверенный и решительный.

У меня своя коллекция «фирменных» жестов, включая плавные движения руками, разные вариации походки, движения на сцене и т.д. Навряд ли все они Вам будут нужны, собирайте свою копилку, которая будет комфортна для Вас и выделять из толпы.

Удачной работы над жестами!

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 4. Техника речи. Основные позы оратора (постановка на публике)

3f7fafb7124c4f4879a210008d9e9a64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника речи  – ряд элементов и параметров речи, которые усиленно воздействуют на публику, и относятся к Форме, а не Содержанию.

Параметры поставленной речи:

  • уверенность
  • постановка на публике (правильное начало, выход на публику)
  • жесты оратора
  • контакт с аудиторией
  • фокус внимания
  • эмоциональная подача голоса/сила голоса
  • смысловые акценты — смысловые паузы- чистота речи
  • дикция
  • удобный темп речи

 Мы уже обсудили и знаем про вербальные и невербальные параметры нашей речи. Разобрали  внутренние процессы – энергетику речи оратора. Таким образом, то, ЧТО мы говорим (содержание речи) воздействует на сознание слушателей.  То, КАК мы говорим (форма речи) воздействует на подсознание.

В ораторском искусстве есть еще важные  параметры  –  это телесные.

  1. Основные позы оратора (постановка на публике)
  2. Контакт с аудиторией
  3. Жесты оратора

ПОСТАНОВКА НА ПУБЛИКЕ

Всю работу, проделанную за кулисами, вы уже сделали – определили цель выступления, подготовили речь и основные тезисы, аргументы, отрепетировали ее много раз, создали внутренний настрой на успех и т.д. И вот вы делаете первый шаг навстречу своей аудитории.

«У Вас никогда не будет второго шанса, произвести первое впечатление»

Психологи проводили исследования, и сейчас достоверно известно, что первое впечатление о человеке, впервые появившемуся на публике, достаточно 7 секунд, и все —  мнение о нем уже сложилось. Таким образом, у нас есть только первые 7 секунд, которые надо использовать с максимальной пользой для создания своего сильного образа. Все, что будет происходить далее, будет  подтверждать и закреплять позитивное или негативное впечатление об ораторе, очень редко опровергать первое впечатление.

Посмотрим на оратора глазами аудитории. Что мы как слушатели хотели бы увидеть?

—  Уверенного профессионала, чтобы появилось внутреннее удовлетворение от чувства, что время, потраченное на слушание оратора, потрачено с пользой для себя.

Как уверенный в своих знаниях, навыках и опыте человек держится во время общения?

—  Спокойно, разговор ведет на равных (из взрослой позиции), излучает доброжелательность и всегда держит контакт с залом. Он держится естественно, не суетится и его жесты мы практически не замечаем.

Смотрим на позу  выступающего перед нами человека. Что видим?

Во многих источниках описана основная поза оратора (классика), это:

Ноги на ширине плеч. Важно отрепетировать перед зеркалом, чтобы расстояние было не больше и не меньше, иначе появится неестественность в позе. Для девушек, как правило, ноги чуть уже юбки-карандаш.

Носки врозь на 30-35 градусов. Важно! Если носки будут развернуты более широко, то получится поза «Чарли Чаплин». Если носки будут смотреть внутрь, то эта поза воспринимается аудиторией как поза неуверенности.

Обратите внимание на колени – они должны быть прямые и в тоже время немного расслаблены.

Для того, чтобы продемонстрировать своей интерес к публике, поставьте одну ногу на полступни вперед и вес тела перенесите на ногу, которая впереди. Существуют рекомендации, что ориентировочно 60-65% веса тела надо перенести на выставленную вперед ногу. Мне удобнее 50-55%, скорее всего оптимальность такого переноса будет рассчитана каждым оратором самостоятельно, все-таки приходится учитывать комплекцию фигуры и рост. Главное – это направление к публике и устойчивость вашего положения на сцене.

Если стоять прямо или отклоняться назад, то в теле возникает напряженность или создается впечатление отстраненности от слушателей.

Спина прямая, плечи расправлены. Для того чтобы добиться такого положения я использую прием со школьного урока физкультуры. Плечи поднимаю вверх, отвожу назад и опускаю.

Потренируйтесь до выхода на сцену, почувствуйте свое тело, ощутите в каком положении Вам комфортно – когда Вы начнете говорить, ваше тело не должно вас беспокоить, оно должно работать на Вас. Для этого тренируемся и еще раз тренируемся.

Ошибки, которые я нашла в разных источниках на эту тему:

— Стойка полицейского из зарубежных фильмов: ноги широко расставлены, руки сцеплены за спиной, взгляд сверху вниз. Слушателям становится неуютно.

— Стойка, описанная выше, но со скрещенными впереди руками – на груди. Демонстрация превосходства. Такую позу еще называют «вредный преподаватель».

— Та же стойка, но руки внизу, «поза футболиста». Эта поза защищает футболиста от удара, как правило, во время пенальти. Для оратора это неуместная поза.

— Женская поза: ноги переплетены между собой, здесь разные комбинации, но суть одна – эта поза транслирует неустойчивость и неуверенность.

— Руки в карманах. Совершенно неприемлемая поза для выступающего, это грубое нарушение этикета, особенно в бизнес-аудитории.

Следующие важные моменты, о которых должен помнить оратор-профессионал:

— Поправлять свою одежду, прическу, макияж и другие  подобные действия  — только там, где Вас не видит зритель. Если Вы идете к сцене, или поднимаетесь по ступенькам на сцену, или уже вошли в зал – всё!!! Вы  на публике и поэтому все эти действия запрещены!

— Выход на сцену. Спокойно, уверенно, без суеты, никакого кокетства  с публикой в виде улыбочек и  помахивания рукой  своим знакомым, никаких коммуникаций на ходу. Часто такое поведение расценивается многими слушателями, как дешевый способ понравиться и завоевать доверие. С психологической точки зрения, может рассматриваться как зависимость от аудитории.

Место на сцене.

В декабре 2016 года, я проходила тренинг по ораторскому мастерству у уважаемого спикера, и мне его рекомендации показались наиболее оптимальными. Делюсь этой информацией.

— Центр сцены.  Если решите встать сбоку, то помните, что при такой постановке у слушателей   возникнет ощущение, что Вы считаете себя маленьким человечком, который привык стоять с краю, и как бы извиняется за свой выход на сцену. Нам тренер говорил, что не надо обесценивать себя и, что оратор достоин главного места. Я с ним согласна на 100%.

— «Правило 90 градусов».

Стоя в центре сцены, надо вытянуть руки таким образом, чтобы охватывая аудиторию, они составляли угол 90 градусов. Это самая оптимальная позиция. Если угол охвата составляет больше 90 градусов, например, 180, то оратор не сможет держать контакт глазами со слушателями, сидящими в боковых рядах, а для первых рядов создастся напряженная атмосфера. Если отойти слишком далеко от края сцены, когда угол охвата будет составлять 45 градусов, то расстояние для выступления будет слишком неудобное.

0810292033010

 

— Если на сцене есть кафедра, то выступать целесообразнее не заходя за нее, т.е. в центре сцены.  В том случае, когда по протоколу (процедуре) предусмотрено выступление именно  за кафедрой, то естественно процедуру необходимо соблюдать.

— За спиной выступающего находится экран – напротив него лучше не стоять.

И это еще не все))). В следующей статье разберемся с жестами оратора и правилами  контакта с аудиторией.

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 3. Энергетика речи оратора

top-talent

Как правило, цель любого выступления – это побуждение слушателей к какому-то определенному действию, которое мы от них ожидаем. Это именно тот смысл, который вкладывается в любое публичное выступление — ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ.

Хорошие ораторы достигают этой цели. Они буквально «заряжают» аудиторию своей энергетикой и, как следствие, продвигают к активным действиям. Существуют исследования в этой области, которые утверждают, что сила энергетики оратора напрямую влияет на слушателей, причем достигается это за счет:

90% – это уверенность в себе и умение убеждать,

и 10% – техника ораторского мастерства.

В моей практике распределение будет другим –

60 % уверенности в себе,

и 40% ораторское мастерство.

Это моя точка зрения, что человек, который больше чем на 50 % перешагнул свой страх и поднял самооценку, может за счет упорных тренировок и технической работы над своей речью, уже создавать впечатление хорошего оратора. В дальнейшей своей практике, отшлифовав мастерство, последовательно придет и к уже выше озвученным цифрам 90 и 10.

Именно уверенность и искусство убеждать является ключевым элементом энергетического заряда вашей речи. В чем мы убеждаем слушателя? Убеждаем в том, что:

— информация, которую мы даем полезная и интересная,

— выступающий является профессионалом своего дела,

— новый опыт/знания/навыки расширят кругозор и могут быть полезны для достижения поставленных целей,

и многое другое.

Как мы это делаем? В данном процессе важны в большей степени не слова и даже не содержание речи, а именно эмоциональная окраска речи, ее форма.

Допустим, если мы будем отдавать распоряжения со сцены, то навряд ли добьемся поставленных целей.

А вот искусство передать залу свою убедительность и положительный заряд, дать прочувствовать силу наших слов, увидеть перспективы от будущих действий – все это и относится к энергетике оратора.

Здесь надо сделать следующую оговорку, что если оратор не достиг цели, то прямая связь с утверждением, что он плохой оратор – отсутствует! Возможно у него была сложная аудитория или другие причины. Многие профессионалы, достигшие высшего пилотажа в ораторском искусстве, могут иногда уходить из зала без аплодисментов, ситуации бываю разные.

Давайте попробуем собрать образ такого понятия, как «энергетика», применимый именно для публичных выступлений.

Вначале предлагаю ознакомиться с мнениями участников, которые уже работали на тренинге по искусству публичных выступлений :

Энергетика это: Позитивная составляющая Негативная составляющая
— скорость протекания внутренних процессов- внутренний темпоритм- внутренний мотор- внутренний заряд- внутренняя скорость личности Эмоции:— восторг- кураж- эйфория- драйв- спокойствиеи т.д. Действия:-ВДОХНОВЛЯЮ— РАДУЮ— ВООДУШЕВЛЯЮ Эмоции:истерика- ярость- злость- страх- равнодушиеДействия (запрещенные):— НАЗИДАЮ
— НАВЯЗЫВАЮ
— ПРЕССУЮ

Итак, как мы видим, энергетику можно разложить на следующие составляющие:

  1. Энергетика позитивная и негативная.

Одна воодушевляет, вселяет уверенность в свои силы, а другая наоборот, подавляет, поднимает волну отрицательных эмоций. Оба варианта нужны. Например, когда руководитель отчитывает подчиненного за безответственность и срыв сроков выполнения задания и для этого есть объективные причины, то воодушевление будет неуместным. Чаще всего необходим именно накал страстей в части недовольства и пресечения таких нежелательных действий сотрудника.

  1. Энергетика высокая и низкая.

Этот параметр отражает степень накала речи выступающего. Что лучше – высокий накал или низкий, снова будет зависеть от ситуации. Это не разделение на хорошо или плохо, речь не об этом. Это разделение отражает соответствие ситуации, уместность определенным условиям. Например, колыбельную малышу не читают призывами, как на митинге по поводу требований увеличения заработной платы. Или диктору телевидения, который сообщает плохие новости будет неуместно использовать эмоционально высокое состояние и голосом предавать яркость события и нюансы возможных ощущений. Ситуация диктует какой выбор мы сделаем.

  1. Искусство управлятьэмоциональным состоянием слушателей.

Этот параметр в большей степени относится к тем инструментам ораторского искусства, на которые оратор может оказывать прямое влияние. Сюда относятся – голос, язык тела, фокус внимания. Это тренируется и приобретается во время обучения и далее мастерство оттачивается на практике.

Параметры поставленной речи:

— уверенность- постановка на публике (правильное начало, выход на публику)- фокус внимания— контакт с аудиторией— эмоциональная подача голоса/сила голоса — смысловые акценты- смысловые паузы- чистота речи— дикция— удобный темп речи— жесты оратора 

Кстати, замечен интересный момент. Если вы действительно хотите стать успешным оратором и начали свой путь с тренировки навыков поставленной речи, то ваша уверенность в себе постепенно начнет повышаться и убеждать своих слушателей вам станет с каждым своим выступлением все легче и легче.

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 2. Как освободиться от чувства волнения перед аудиторией

1455782625_strah

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В апреле 2016 года на моей странице в Фейсбуке прошло обсуждение важного момента, которое также относится к состоянию уверенности при публичных выступлениях. Что именно мы обсуждали? Мой вопрос к аудитории был следующим:

«В ходе подготовки одного из блоков тренинга, которое относится к формированию состояния уверенности, появилось два противоположных мнения о том, что правильнее и лучше для начинающего оратора:
1. Сказать аудитории: «Я волнуюсь…»
или
2. Не говорить о своем волнении, а создать впечатление уверенности
Как мне кажется, по сути есть всего два состояния — БЫТЬ уверенным и КАЗАТЬСЯ уверенным. Если речь идет о первых шагах выступления на публике, то я отдаю предпочтение второму варианту и хочу этому состоянию учить начинающих ‪ораторов на своем тренинге. Для меня это два взаимосвязанных ощущения, которые могут дополнять друг друга.

Что правильнее и лучше?»

комменты из ФБ

Как мы видим из комментариев, обе точки зрения имеют место быть! Почему так происходит? По моей практике эти два процесса БЫТЬ и КАЗАТЬСЯ — взаимосвязаны самым тесным образом. Это две стороны одной медали.

Рассмотрим их подробнее.

Состояние БЫТЬ  — это внутренний процесс, который характеризуется  прежде всего высокой самооценкой и лидерскими качествами.

Состояние КАЗАТЬСЯ – это внешний процесс.  Как он проявляется?  В поведении неуверенного оратора можно наблюдать признаки волнения, связанные с низкой самооценкой.

На одном из тренингов по ораторскому искусству, в котором я приняла участие,  группой была составлена таблица характеристик  этих двух состояний, привожу ее для Вас. Это внешние проявления поведения оратора перед аудиторией, которые мы с вами наблюдаем, когда смотрим на него и слушаем его речь. По сути это невербальные признаки, характеризующие его внутреннее состояние, которые мы с вами считываем. Согласно  проведенным  исследованиям, о которых написано много информации, именно невербальные признаки поведения характеризуют истинное состояние человека, и это значительная доля, которая равна 55 процентам, далее идет качество речи – 38 процентов, т.е. как говорим, с какой скоростью и т.д. И только 7 процентов  остается самим словам, тексту, который оратор произносит.  Вот такая статистика.

Характеристики уверенности Характеристики волнения
Высокая самооценка Низкая самооценка
Независимость от внешней оценки Зависимость от внешней оценки
Самодостаточность Бегающие глаза, часто избегание контакта с аудиторией
Смелость Покраснение кожи лица
Внутренняя сила Суетливые движения
Лидерские качества В речи много пауз и «мусорных» слов
Спокойные уверенные движения Темп речи может быть слишком быстрым
Контакт глазами с аудиторией Сутулость
Сильный голос Тихий дрожащий голос
Дружелюбие Может проявляться  агрессия

(наблюдайте за ораторами и самостоятельно дополняйте таблицу)

Что делать?

Во-первых, принять это чувство волнения, признаться самому себе, что оно у Вас есть. Бороться с ним бесполезно, при сопротивлении оно только усилится.

Во-вторых, взять на себя ответственность за свое состояние уверенности! Это значит, что даже если Вы испытываете внутреннее волнение, то внешнее поведение должно КАЗАТЬСЯ уверенным. О том, что Вам страшно должны знать только Вы! Это можно назвать смелостью.

Например, Вам когда-то в детстве было страшно сделать первый шаг, но Вы его сделали, именно в этот момент Вы были смелыми, потом были разбитые коленки, но Вы же все равно научились ходить и ходите до сих пор. У каждого свои примеры смелости могут быть – кто-то впервые прыгнул с парашютом, кто-то впервые подошел к девушке и пригласил ее на свидание, кто-то в первый раз один без инструктора выехал на городские дороги на автомобиле и т.д. У каждого из Вас есть смелые поступки. Если Вы решили стать профессиональным оратором, то необходимо совершить еще один смелый поступок – научиться КАЗАТЬСЯ уверенным и выйти с этим состоянием к аудитории.

А дальше – тренировка, тренировка и еще раз тренировка… после десятого выхода на сцену ваша игра в уверенность сама превратиться в великую силу успешного человека и изображать уже ничего будет не нужно.

Я сама прошла через такой способ снятия волнения во время публичных выступлений, поэтому остаюсь при своем мнении, что лучше не говорить о своем волнении аудитории, а создать впечатление уверенности. С точки зрения нейрологии, ваш мозг включится в эту игру и станет помощником в формировании реального состояния внутреннего спокойствия и самодостаточности.

Меня тоже научили так действовать, хотя до этого я несколько раз говорила аудитории, что волнуюсь во время выступления. По моим внутренним ощущениям, я как будто заранее говорила людям, что мое выступление будет слабым и мне это не нравилось, я искала более сильный способ в работе оратора. Такой сильный, с моей точки зрения, способ я нашла и делюсь им с Вами.

Вы, пожалуйста, сами решите, что лучше для Вас будет, ведь мы же все разные, и каждому подходит свой путь.

Думаю, тему уверенности мы достаточно обсудили и пора переходить к следующей —                                                  «КАК говорить?», а именно – эмоциональная подача голоса, его сила, паузы в речи, чистота речи и т.д.

Желаю всем позитивных изменений и успехов. Будут вопросы – пишите, я всегда на связи!

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 1. Про уверенность оратора

pmkkwbzkip4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пришел – увидел – победил», часто говорят в шутку или серьезно. В принципе этот алгоритм можно условно назвать алгоритмом успеха для человека, уверенного в своих силах и возможностях. А если попробовать этот алгоритм действий перефразировать под нашу задачу – научиться мастерству публичных выступлений?

Как вам такой вариант: «Вышел на сцену – поделился с аудиторией полезной информацией – создал свой собственный успех и замотивировал на успех других».

Определяющим моментом в этом алгоритме является уверенность в себе, своих возможностях, ресурсах и т.д. Ключевое слово – УВЕРЕННОСТЬ.

Что такое уверенность?

Давайте разбираться в этом могущественном состоянии. С точки зрения многих успешных ораторов и тренеров по ораторскому мастерству, это:

— главное качество сильного лидера, выступающего на публике

— это составляющая мастерства оратора

— это особый вид самооценки

В рамках нашей задачи, мне ближе точка зрения про самооценку и осознание того, что нам есть что сказать аудитории и что наше сообщение интересно людям, которые нас слушают. Поэтому буду придерживаться в этой статье именно такой смысловой нагрузки данного слова.

Теперь подробно рассмотрим термин «САМООЦЕНКА».

Она бывает высокая и низкая. Мы либо думаем о себе хорошо, либо не очень хорошо. Это состояние проявляется во всем – мыслях, речи, движениях, манере поведения и т.д.

Приведу сравнительную таблицу некоторых внешних и внутренних проявлений самооценки. Это обобщенные данные из разных источников.

Внутренние и внешние проявления Высокая самооценка Низкая самооценка
Мысли Я – о ′ кей. Аудитория/мое окружение — о ′ кей. Мир — о ′ кей.В мыслях образ Победителя. Я – неудачник, или слабый, или плохой , или любое ваше слово.Аудитория/мое окружение — они лучше меня. Мир – плохой, враждебный и т.п.В мыслях образ Проигравшего или Жертвы.
Речь Нормальная громкость, которую приятно слушать. Формулировки четкие и понятные. Скорость речи комфортная для восприятия. Тихая, много второстепенных подробностей, объяснений и извинений. Скорость речи быстрая, торопливая, как будто человек боится, что его не дослушают до конца.
Движения Спокойные, размеренные, без суетливости. Открытая поза. Спина прямая. Суетливые, мелкие. Закрытая поза. Плечи наклонены вперед и вниз, как правило сутулость разной степени.
Манера поведения Преобладание хорошего настроения. Открытый взгляд. Желание действовать. Умеют говорить «нет», если просьбу считают неуместной. Адекватно реагируют на отказ. Преобладание плохого настроения, часто возникающее чувство тревоги или злости. Избегание зрительного контакта. Пассивность разной степени.Не умеют говорить «нет». Боятся /избегают отказа.

Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что уверенность и самооценка взаимосвязанные состояния.

Так что же такое самооценка?

Самооценка – это степень принятия себя, степень любви к себе, степень уважения к себе и степень позитивного отношения к себе!!!!

Поэтому первый шаг, который необходимо сделать при освоении ораторского мастерства – это повышение самооценки. Все остальное, а именно: красиво и профессионально говорить на публике — дело техники, нарабатывается достаточно легко и просто. Кому — то будет достаточно одной недели на освоении одной техники, кому-то понадобится 1, 2 или 3 месяца. У каждого свой ритм и способности к освоению нового материала. В любом случае, если систематически тренировать себя, то результат будет обязательно. Но все тренировки будут бессмысленными, если ваша самооценка останется на низком уровне. При низкой самооценке все усилия будут бесполезными!

Вернемся еще раз к образу сильного уверенного оратора. Многие профессионалы выделяют два базовых параметра:

— доверие к нему со стороны публики

— отсутствие у него волнения

Все очень логично — доверие у публики формирует образ уверенного в себе человека с высокой самооценкой. Об этом мы поговорили выше.

Теперь давайте разберемся с волнением. Как возникает это внутреннее состояние? Как оно связано с самооценкой? Итак, что происходит с нами, когда мы вышли на сцену и начали свою речь?

Мы начинаем испытывать чувство ВОЛНЕНИЯ. Это свойственно даже великим актерам, политикам и другим успешным публичным людям, в том числе, когда их авторитет уже признан и подтвержден, и они любимы народом.

Почему это происходит?

Мы начинаем сканировать отношение аудитории к себе — понравились мы ей или нет. В наших мыслях может быть только два варианта – понравились или не понравились. Если мы приняли решение, что понравились, то все в порядке, А если нет, то включается механизм волнения. В первую очередь происходят изменения на физиологическом уровне – дрожание тела, покраснение кожи лица, учащенное сердцебиение, «ватные» ноги и т.д.

Далее страдает эмоциональное состояние. Самооценка падает вниз, и это состояние начинает проявляется во внешнем поведении – голос, жестикуляция, поза и т.д.

Появляются страхи и переживания. По уже существующей практике у оратора два основных страха:

— страх неудачи

— страх плохо выглядеть в глазах окружающих

Делаем важный вывод: наша самооценка зависит от мнения окружающих. Это главная причина волнения.

Давайте примем как аксиому – волнение есть у всех, даже у очень успешных и уверенных в себе людях. Это нормально! Избавить организм от состояния волнения невозможно! Это врожденное качество, доставшееся нам от предков. Таким образом обеспечивалась в древнем мире безопасность для жизнедеятельности человека. Инстинкт самосохранения.

Хорошая новость – этим состоянием можно управлять! Профессиональные ораторы, политики, актеры, бизнесмены и т.д., все испытывают волнение перед выходом на публику. Просто они умеют использовать разные приемы, которые помогаю им с этим справляться. В этом и состоит базовый секрет их профессионального мастерства.

Главный вопрос, после всех наших размышлений об уверенности, самооценке и механизме волнения:

Что делать дальше? Как этим управлять?

Для самостоятельной работы предлагаю несколько упражнений, которые необходимо делать регулярно, до тех пор пока новые привычки начнут действовать «на автомате».


Упражнение № 1. Скопировать опыт профессиональных ораторов.

Я стал прекрасным публичным оратором, потому что заставлял себя говорить не раз в неделю, а три раза в день с любым, кто соглашался меня слушать. В то время как другие в моей организации имели 48 выступлений в год, у меня бывало почти столько же в течение двух недель. За месяц я приобретал двухлетний опыт, а за год – десятилетний опыт роста. Мои помощники говорили, что мне «повезло», что у меня «врожденный» талант к этому. И я пытался объяснить им то, что говорю вам сейчас: мастерство приобретается за такое время, за какое вы хотите его приобрести. Между прочим, вы думаете, что все мои речи восхитительны? Это далеко не так. Но я убежден, что каждое выступление чему‑то учит меня и что так или иначе я оттачиваю свои навыки, пока не достигну такого уровня, когда смогу войти в какую угодно аудиторию и достучаться до представителей любых слоев общества. Энтони Роббинс

Способ, который использовал Энтони Роббинс прост, понятен и доступен каждому, кто действительно желает овладеть искусством публичных выступлений.

Что надо делать?

Поставьте себе задачу на ближайшие 30 дней — начать тренироваться выступать в любом месте и перед любой аудиторией, даже если она состоит из одного человека.

Выступлением считается любое ваше обращение к публике, даже если это будет один человек:

— объяснение сыну или дочери вопроса из школьной учебной программы

— презентация жене или мужу нового формата семейного отдыха, например, вместо поездки на дачу, предложить и аргументировать поход в горы или спуск на байдарках

— выступление на совещание, даже просто реплика, это тоже хорошо

— во время обеда с коллегами рассказать о новом фильме, который Вы посмотрели

И т.д.

Важно! Любое ваше обращение к публике в рамках тренировки, должно быть подготовлено с учетом трех основных пунктов:

— главная мысль

— обоснование главной мысли

— иллюстрация к главной мысли

Есть разные форматы тренировочных публичных выступлений, но я использую именно такой, состоящий всего из трех  частей.

Время ваших публичных выступлений пусть начнется с 2 минут, и далее по мере увеличения вашего опыта его можно увеличивать.

Неважно, если вначале будет что-то не получаться, главное это ваша тренировка. А критика – это обратная связь, на что надо обратить внимание и какие моменты в ваших выступлениях надо улучшить. Скажите спасибо всем, кто прокомментирует ваше выступление, значит оно было выслушано, и собеседник захотел на него ответить.

ОБЯЗАТЕЛЬНО после каждого своего выступления говорите себе слова благодарности и поощрения, за то, что Вы выступили. «Я молодец. Я умница. Потому что смог/смогла это сделать!»

Таким простым способом Вы сможете «разговорить» себя и привыкнете не бояться высказываться перед аудиторией.

Упражнение № 2.

Обычно люди не замечают свои жизненные достижения и ежедневные успехи. Будем учиться их замечать. В практике работы по повышению уверенности в себе хорошо зарекомендовала себя техника «Список достижений», которая уже много лет используется тренерами и коучами в работе с клиентами.

Цель техники – повышение самооценки.

Итак, выделяем 20 минут времени для работы, чтобы в это время Вам никто не мешал. Берем лист бумаги и пишем все свои достижения и успехи. Это будет ваш персональный список достижений.

Для устойчивого результата список дополнять лучше всего ежедневно в течение не менее трех месяцев.

Есть несколько вариантов списка. Вашему вниманию предложу два. Для себя в работу возьмите тот, который удобен именно Вам.

Вариант 1.

Напиши минимум 12 позитивных вещей, которые определяют тебя. ___________________________

Напиши минимум 20 твоих достижений и успехов в жизни. Начни с детского сада и школы и до сегодняшнего дня. ______________________________________________________________________

Напиши минимум 10 действий, которые ты умеешь делать хорошо (включая даже умение хорошо чистить зубы). __________________________________________________________________________

Напиши еще 10 вещей, которые отличают тебя. _____________________________________________

Напиши несколько физических привлекательных вещей, которые есть в тебе. ____________________

Напиши несколько замечательных качеств своего характера. _________________________________

Вариант 2. (мне он больше нравится)

Мои сильные стороны _______________________________________________________________

Мои успехи в деловой жизни _________________________________________________________

Мои успехи в личной жизни _________________________________________________________

Сделайте так, как будет удобнее Вам. Главное 20минут вы работаете над своим списком.

Далее, свой список можно дополнять, ежедневно перечитывать для повышения внутреннего настроя, особенно перед публичным выступлением.

Если у Вас действительно есть желание стать мастером публичных выступлений, то начните с этих самых простых шагов. Далее можно будет перейти к более продвинутым техникам.

В этой статье мы поговорили о том, какие основные качества нужны для профессионального оратора, над чем работать в первую очередь и запланировали самые простые шаги для достижения результатов.

В следующих статьях начнем разговор на тему: «КАК говорить?», а именно – эмоциональная подача голоса, его сила, паузы в речи, чистота речи и т.д.

Желаю всем позитивных изменений и успехов. Будут вопросы – пишите, я всегда на связи!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>