На перепутье двух дорог

18vo0md3ajj8pjpg

Когда приходится делать важный жизненный выбор, хочется учесть возможные риски и повсюду «соломку подстелить». А сколько пудов соломы надо запасти коучу в ангарах знаний, чтобы клиенты не падали на каждом шаге, а легко шли по дороге перемен?

— Я не знаю, что делать! Не могу больше работать в таких условиях, но уходить из компании тоже не хочу. Работа нелюбимая, но денежная. А каково будет в другой компании? Может, попробовать? Но как же это страшно…

— Хочу начать свой бизнес, думаю об этом больше двух лет и продолжаю работать по найму. Как определиться: строить серьезную карьеру внутри компании или рискнуть и уйти, чтобы зарабатывать на любимом хобби? Что делать?

— С одной стороны, я понимаю, что если продолжу работать в том же режиме, то потеряю семью. С другой стороны, боюсь застрять дома и потерять себя как специалиста. Как поступить?

— Давно хочу купить машину, коплю деньги. Но как только наступает отпуск, трачу все до последней копейки. Со мной что-то не так?

Как же трудно выбрать… Решение снова откладывается «на завтра», а внутри идет непрерывный диалог, накаленный эмоциями на уровне шекспировских страстей: «Быть или не быть — вот в чем вопрос».

Сложность в том, что две противоположности для нас одинаково привлекательны, потому и возникает эффект «отложенного выбора». Он сродни состоянию сопротивления изменениям, но там ситуация иная. Мы решаемся на активные действия, делаем первые шаги навстречу цели, но затем пыл затихает, и в голове начинают роиться вопросы: «А зачем я это делаю? А вдруг не получится? Может, стоит вернуть все обратно?»

В таких ситуациях Внутренний Критик быстро находит веские причины тому, что надо оставить все по-прежнему. Так «зависают» многие проекты, и ясно только одно: бездействие — это тоже выбор. Как понять, что полезнее: действовать или отложить? В практике коучинга применяется мощное упражнение «Декартовы координаты». С его помощью можно создать видение новых перспектив и прояснить возможное развитие ситуации.

В каких случаях техника не сработает? Если вы хотите выбрать из потенциально одинаковых предложений. Например:

  • Поехать отдыхать в Италию или Грецию? Речь идет об отпуске, и решение, по сути, уже принято, осталось только выбрать место.
  • За кого выйти замуж? Решение о замужестве уже принято, осталось решить: кто у нас муж — Петя или Вася.
  • В какую компанию идти работать? Решение о смене места работы принято, надо сравнить компанию А и В.

Какие запросы можно поисследовать?

  • Купить машину или потратить эти деньги на отпуск?
  • Остаться холостяком или жениться?
  • Уволиться или остаться на прежнем месте работы?
  • Уволить сотрудника или оставить?
  • Заморозить проект или продолжить работу по его развитию?

Итак, начнем делать упражнение. Для примера поработаем над реальным запросом из практики —  «уволиться или остаться на прежнем месте работы».

  1. Берем ручку и лист бумаги формата А4.
  2. Записываем в верхней части листа общий запрос.
  3. Начинаем исследование с первой части нашего запроса «Уволиться».
  4. Рисуем систему координат. Для тех, кто забыл данную тему из курса геометрии, напоминаю: это две оси, которые пересекаются под углом 90 градусов. Можно нарисовать квадрат, разделенный на четыре части.
  5. Вертикальную ось назовем «Будет — Не будет», горизонтальную — «Произойдет — Не произойдет».
  6. Далее в каждой области квадрата записываем вопросы:
  • Что будет, если это произойдет?
  • Что будет, если это НЕ произойдет?
  • Чего НЕ будет, если это произойдет?
  • Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет?

перекресток

  1. Отвечаем на вопрос из любого сектора, записывая ответы в соответствующей области.

У нас с вами, как вы помните,  реальная ситуация, которая часто встречается на консультации по вопросам карьеры.

Итак, работаем с дамой 45+, руководитель отдела по подбору персонала в строительном холдинге. Последние 5 лет увлечена интернет-технологиями в рекрутинге. Увлеклась подбором персонала через социальные сети, приобрела навыки таких специалистов как копирайтер, smm-менеджер, контент-менеджер, научилась создавать лендинги (одностраничный сайт) и многое другое. В целом освоила вторую профессию  — интернет-маркетолог.  И самое интересное, получает от этого большое удовольствие и начала серьезно задумываться  о смене профессиональной деятельности. Запрос она сформулировала следующим образом: «Я хочу работать smm-менеджером. Для этого мне надо уволиться с настоящей должности – руководителя отдела по подбору персонала, и начать работу как фрилансер в новом качестве — smm-менеджер. НО! Я боюсь увольнения! Постоянные мысли, что лучше остаться в этой компании на прежней должности. Хожу на работу как по принуждению, а по вечерам лечу домой, чтобы заняться любимым делом. И главное для меня это то, что новая деятельность  дает мне дополнительный доход.»

Примечание. SMMменеджер (с англ. Social Media Marketing, маркетинг в социальных сетях) — это специалист, который занимается продвижением компании, бренда или продукта в социальных сетях.

Что ее останавливает? Страх кардинальной смены профессии в возрасте 45+.  Страх увольнения – а вдруг не найдет работу в таком возрасте, т.к.  многие компании привлекают в свою команду более молодых людей.

Что очень хочется? Начать работу фрилансером в интернет- сфере . Есть клиенты, которые довольны результатами сотрудничества с ней по продвижению их проектов в соцсетях. Соответственно есть небольшой доход помимо основного места работы.

«В целом должно все получиться – так она размышляла на встрече, — или может оставить эту затею, задвинуть ее в дальний угол и идти уже привычным путем».  И стоит она на перепутье двух дорог уже почти год…

Это был именно тот случай, когда Декартовы координаты смогли помочь разобраться в своих страхах и приоритетах, оценить ситуацию с разных сторон и сделать шаг навстречу своему выбору.

Какой мы получили результат, переложив ее запрос на Декартовы координаты? Ниже  в таблице вы видите ответы (сохранены авторские формулировки):

координаты
Отвечать на вопросы каждого сектора можно в любой последовательности. Главное — быть честным перед собой. Как правило, уже на первой стадии исследования приходит понимание, как поступить.

  1. Далее мы продолжили исследование второй части запроса «Остаться на прежнем месте работы» и прошли те же шаги по каждому квадранту.

И эврика! Она неожиданно для себя, и вполне ожидаемо мной (упражнение имеет очень сильный эффект при правильном выполнении) ясно увидела свой новый проект, ощутила внутреннюю уверенность, что увольнение это именно то, что ей сейчас надо.

Итак, результаты нашего исследования дали Клиентке возможность осознанно сделать самостоятельный выбор в пользу увольнения и создания своего персонального бренда, написать план постепенного перехода на работу фрилансера.

Как еще можно было бы усилить наше исследование? Следующий шаг не обязательный, поэтому можете выполнять его по желанию. Это больше для тех, кто любит математику.

  1. На последнем шаге присваиваем баллы (по шкале от 0 до 10) каждому из ответов, определяя степень значимости аргумента. Например, в пользу решения об увольнении самоуважение может стать важным критерием, который перевесит по актуальности работу в стабильном коллективе. Сравнив полученные числовые значения для каждого выбора, проще найти логически весомое обоснование для того или иного решения.

Если математика не помогает, я предлагаю клиентам внимательно прочитать все, что они написали, и письменно резюмировать, какие выводы напрашиваются в результате проведенной работы. Как показала практика, этот шаг помогает снять страх перемен за счет осознанного анализа ситуации и сформировать видение возможного развития событий в каждом случае. Как говорил Пауло Коэльо: «Человек должен делать выбор. В этом и состоит его сила — в могуществе решений».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>